Основан в 1998 году при участии фонда «Вера и надежда» на средства Анатолия Петровича Быкова

О центре

    Структура зрительной нагрузки у школьников

Введение. Среди большого числа проблем подростковой медицины особое внимание уделяется массированному давлению на сенсорные системы, что приводит к психосоматизации заболеваний, в том числе и к головным болям.

Современные представления сводятся к безусловному признанию того, что бесконтрольная нагрузка на органы зрения, особенно для близи ухудшает ситуацию зрительного благополучия.

Пациенты, переносящие астенопию, устойчиво увеличиваются и в связи с расширяющимся использованием визуальных терминалов показа, таких как компьютеры.

При постоянном стимулировании цилиарной мышцы возникает уменьшение ее сократительной способности, последующее ее изнурение имеет следствие развития астенопии. Такого же типа механизм постоянного конвергентного стимулирования так же приводит к астенопии и является пусковым механизмом для формирования головной боли напряжения.

Изучение факторов риска астенизации органа зрения, разработка методов диагностики и профилактики является одной из значимых проблем подростковой медицины. Исследование имеет значение для прогнозирования.

Цель настоящего исследования - определить структуру зрительных нагрузок школьников.

Задача. Провести анкетирование группы школьников.

Материал и методы. Мы провели анкетирование 182 учеников

обоего пола общеобразовательной школы. Был разработан оригинальный опросник учитывающий ответы усталости глаз после уроков, после дополнительных занятий, после выполнения до­машнего задания, времени занятия за компьютером и последующей усталости.

Результаты и обсуждение. Возраст школьников колебался от 12 до 18 лет. Все дети обучались в первую смену. Зрительная нагрузки составила в среднем пять академических часов. По окончании занятий на усталость глаз жаловались 9,9 % подростков, 27,5 % подростков ответили, что глаза устали «немного». Таким образом, только 37,4 % школьников испытывают зрительное утомление к концу уроков.

На вопрос «Сколько времени тратите на домашнее задание?» получены следующие ответы: до 1 часа - 26,9 %, до 2 часов - 31,8 %, до 3 часов - 25,3 % и 4 часа и более - 16 %. Усталость глаз испытывали 13,6 %, «немного» - 57,7 %, не испытывают усталость к концу занятий - 28,7 %.

Учитывая, что выполнение домашнего задания выполняется последовательно после школьной нагрузки, происходит нарастание зрительного утомления по сравнению с окончанием собственно уроков.

Кроме перечисленных зрительных нагрузок цивилизация внедрила еще один способ зрительной нагрузки, это работа с персональным компьютером, где зрительным объектом является мони тор.

На вопрос «Сколько времени посвящаете работе за компьютером?» ответы были следующими: до 1 часа - 19,8 %, до 2 часов - 29,7 %, до 3 часов - 25,8 %, 4 часа и более - 24,7 %. При этом не жаловались на усталость - 45,6 %, испытывали усталость - 13,7 ответ «немного устали» получен в 40,7 %.

По результатам этой части исследования можно судить о превалировании зрительной усталости, но в меньшей степени по сравнению с выполнением домашнего задания. По нашему мнению это связано с достаточной паузой перед работой с монитором, развлечением, например играми, отсутствием ответственного напряжения.

Следует обратить внимание, что любая зрительная нагрузка со временного школьника происходит в условиях гиподинамии и вынужденной позы тела.

Если суммировать зрительную нагрузку в течение суток, то получим следующую картину: максимальный вариант — 4,5 часа школьной нагрузки + 4 часа домашней зрительной нагрузки + 4 часа работы за монитором компьютера = 12,5 часов, то есть зрительная нагрузка может занимать более половины суток; минимальный вариант - 4,5 часов школьной нагрузки + 1 час домашней зрительной нагрузки + 1 час работы за монитором компьютера = 6,5 часов, что соответствует не полному рабочему дню сотрудника офиса.

Исходя из этих фактов, можно утверждать, что орган зрения современного школьника испытывает значительную нагрузку, при этом предусмотренные перерывы между академическими часами или отвлечениями не могут в достаточной мере обеспечить полноценный отдых цилиарных мышц и конвергирующих внутренних прямых мышц. Доказательством тому служит нарастание усталости при выполнении домашнего задания и превалированием усталости при работе с компьютером. Только ночной отдых способствует более полноценному восстановлению динамических зрительных структур, что позволяет выходить из зрительной нагрузки после уроков с меньшим количеством уставших.

Выводы. Структура зрительных нагрузок школьников является трехкомпонентной - школьная нагрузка, домашняя работа с заданиями и как дань цивилизации - работа с монитором компьютера. Массивная зрительная нагрузка является предпосылкой развития астенопий и психосоматических нарушений. Полученные результаты могут являться поводом для разработки рекомендаций профилактических мероприятий.

Иванов В. В. г. Красноярск клиника "Окулюс"